Специальная оценка условий труда в Казани. Интересная статистика.

С того момента, как в силу вступил федеральный закон «О специальной оценке условий труда» прошло полных два года. Время достаточно продолжительное для того, чтобы получить определённые результаты. Так чего же получилось достичь на практике за это время?

Замминистра труда и социальной защиты Российской Федерации Григорий Лекарев предоставил свежую информацию, имеющуюся в распоряжении у министерства. С того момента, как вступил в силу соответствующий закон, спецоценка условий труда была проведена некоторым меньше чем на десяти процентах от всех имеющихся рабочих мест, с учётом того факта, что их общее количество достигает порядка 48 миллионов единиц.

Какой был подтекст при объявлении подобных цифр на выступлении перед Комитетом по вопросам труда, социальной политики и делам ветеранов при Госдуме, доподлинно неизвестно. Впрочем, есть вероятность того, что чиновник решил похвастаться столь серьёзным достижением. С другой стороны, поводов для гордости особо-то и нет. За время активного применения аттестационных процедур к рабочим местам на предприятиях страны суммы оказались никак не более внушительными. До введения в обращение СОУТ, аттестация была проведена примерно на 15 миллионах рабочих мест, что представляет собой немногим более одной трети от необходимого количества.

В связи с подобной ситуацией возникает вопрос о перспективах, которые открываются перед СОУТ. Ожидает ли данную процедуру полнейший провал вместе с непопулярностью е предшественницы? И, собственно, каковы же были причины столь низкой популярности процедуры аттестации при условии её строгой обязательности?

Достаточно хорошо подкованные в вопросах технического плана руководители, как и эксперты в этой области, прекрасно понимают, что аттестация рабочих мест является со всех точек зрения процедурой, крайне субъективной. Её конечный результат при этом создаётся на основании целого ряда условностей, которые в совокупности могут показать результаты, имеющие крайне мало общего с реалиями. Используемые в процессе измерительные и контрольные приборы могут дать около двадцати процентов всех требуемых сведений касательно рабочих мест, в то время как остальное определяется экспертным методом.

А если сказать проще – в произвольном порядке. Несмотря на, условности подобного рода, применяемые в процессе, полученный результат при всей его субъективности является юридически оформленным фактом, который является основой для начисления компенсаций в пользу сотрудников, и применения к ним иных бонусов. Более того, всё это применяется сразу на пять лет вперёд.

А уж если добавить к этому ещё и немалую стоимость самой процедуры проведения аттестации, которую запрашивали аккредитованные организации, то причины низкой популярности становятся более чем очевидными. Конечно же оценивать условия труда на рабочих необходимо, с этим фактом никто не спорит. Только вот каким образом добиться нужного уровня объективности результатов этого процесса?

Пришедшая на замену аттестационным процедурам, специальная оценка условий труда в Казани, как и во всех остальных городах нашей Родины, не особо-то подняла свой авторитет в сравнении с предшественницей. На сегодня закон, регламентирующий тонкости и нюансы проведения процедур, находится в состоянии третьей редакции, равно как и отдельная Методика проведения СОУТ.

Подобная ситуация, стоит отметить, вполне естественна, так как подгонок и притирок избежать невозможно с первого раза. Изменения, вносимые в акты, не всегда несут технический характер, а в определённых случаях оказывают существенное влияние на общий смысл. Не подвергнись особому изменению ценники, на проведение процедуры спецоценки, установленные на отметке 2000-3500 рублей за каждое отдельное рабочее место. Конечно, есть предложения и в пределах 500 рублей за одно место, только вот итоговое качество подобного рода работ вызывает более чем оправданные опасения, ведь подобные суммы располагаются заметно ниже границы рентабельности.

На текущем этапе государственные власти решили ободрить работодателей посредством введения в обиход процедуры, дающей возможность задекларировать соответствие рабочих условий установленным нормативным показателям по вопросам ОТ. Это, в свою очередь, позволяет освободить предпринимателя от обязательного проведения спецоценки в обозримом будущем на рабочих местах, не подразумевающих работу с опасными, или вредными факторами производства. Это, конечно, удобно и выгодно для работодателей, только вот никому неизвестно, как могут поменяться трудовые условия на таких местах за пять лет, а декларация будет всё ещё в действии.

На сегодняшний день ещё рано говорить о том, насколько процедура СОУТ популярнее аттестации, или нет. По мнению авторитетных экспертов, примерно шестьдесят процентов рабочих мест по результатам проведения спецоценки условий труда будут внесены в класс оптимальных и допустимых.

Если же оперировать абсолютными показателями, то это составит около тридцати миллионом трудовых мест. К сожалению, верится в столь радужные заявления с большим трудом, ведь едва ли не каждый третий работник по долгу службы имеет дело с вредными, а порой и опасными рабочими условиями и факторами. И это только навскидку, реальные же показатели могут оказаться ещё более скверными.

Так, или иначе, Минтруда РФ поставило перед собой далеко идущие планы по проведению процедур СОУТ ни много ни мало на всех 48 миллионах рабочих мест, к окончанию 2018 года. Суждено ли этому случиться? Посмотрим, когда придёт указанный срок.