Информационные статьи

Что такое сертификация рабочих мест, и какие схемы сертификации используются на территории РФ

Специальная оценка условий труда - это проверка условий труда и безопасности рабочего процесса на соответствие требованиями нормативных документов. Организация или предприятие, которые успешно прошли сертификацию рабочих мест, получают соответствующие подтверждающие документы. 

Организация по сертификации, в свою очередь, ежегодно осуществляет контроль за поддержанием необходимого уровня условий работы сотрудников предприятия. При фиксации нарушений со стороны работодателя, действие сертификата может быть прекращено, или же временно остановлено для предоставления работодателю возможности исправить положение с учетом предписаний.

Организации, проводящие спецоценку условий труда

Основной закон о спецоценке условий труда - № 426-ФЗ от 28.12.2013г., в статье 27 регламентирует работу аттестующих организаций после 01.01.2014. В соответствии с этим, аккредитованные аттестующие организации имеют право заниматься спецоценкой до окончания их срока аккредитации, но не позднее 31.12.2018 года.

Однако за время подготовки нормативно-правовых актов по СОУТ (2013 и 2014 годы) многие бывшие аттестующие организации прекратили свое существование. Поэтому в Минтруде России было принято решение о проведении внеплановых проверок аккредитованных организаций, имеющих право проводить спецоценку условий труда, то есть необходимо было провести инвентаризацию, так как работы по спецоценке предстояли огромные: спецоценке должно было подвергнуться каждое рабочее место, если оно не прошло аттестацию рабочих мест в последние 4-5 лет. По статистике, всего за период 2010-2013гг. было аккредитовано 961 организация.

Спецоценка условий труда – с учетом особенностей

Проведение спецоценки условий труда регламентировано Федеральным законом № 426-ФЗ. Однако в статье 9 «Подготовка к проведению спецоценки» оговорено, что проведение спецоценки на рабочих местах в некоторых отраслях может создавать угрозу жизни работника, эксперта или членов комиссии, то спецоценка должна проводиться с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти. На основании этой статьи 9 (пункт 7) было выпущено постановление правительства РФ № 290 от 14.04.2014, которым был утвержден перечень рабочих мест, в отношении которых спецоценка должна проводиться с учетом особенностей.

В перечень вошли рабочие места экипажей водного транспорта (морского, речного), воздушного транспорта, три категории медицинских работников, рабочие места тренеров и спортсменов, работников культуры и средств массовой информации, а также рабочие места водолазов, верхолазов, радиационных производств и МЧС, на подземных работах.

? Спецоценка условий труда – нормативная база

Введение спецоценки условий труда вместо аттестации рабочих мест не является просто заменой названия процедуры. И в том, и в другом случае производится оценка условий труда, выявляются вредные и опасные факторы, происходит их измерение и оценка. Однако, изменения внесены радикальные. Ведь спецоценка условий труда не просто оценивает условия труда, но и является базой, основанием для дифференцированных платежей работодателя в социальные фонды за своих работников, занятых во вредных условиях труда. Причем здесь заложен принцип: чем хуже условия труда, тем больше платежи работодателя в Пенсионный фонд РФ, и наоборот. В этом главное отличие спецоценки от аттестации РМ.

Для реализации этого принципа в качестве экономического стимулирования работодателя к улучшению условий труда, помимо двух федеральных законов (№ 426-ФЗ и № 421-ФЗ), пришлось выпустить четыре постановления Правительства РФ и четырнадцать приказов Минтруда России. Так, для наглядности здесь привести первый приказ Минтруда по этой тематике - № 33н, об утверждении Методики  проведения СОУТ, Классификатора ВиОПФ от 24.01.2014г., и последний в этом году - № 976н – об утверждении Методики снижения класса условий труда от 05.12.2014г.  Для полной реализации всех возможностей спецоценки условий труда требуется еще разработка и принятие десяти приказов Минтруда.  

Спецоценка условий труда – правовые институты

Для реализации федеральных законов от 28.12.2013г. № 426-ФЗ и № 421-ФЗ о специальной оценке условий труда Минтруду России было необходимо разработать, согласовать и утвердить целый комплекс нормативно-правовых актов. Поэтому почти весь первый год, когда эти федеральные законы вступили в силу, постепенно выходили какие-либо документы. Так, было выпущено четыре постановления Правительства РФ: № 290 – о проведении спецоценки с учетом особенностей некоторых отраслей и их рабочих мест; № 599 – о порядке допуска аттестующих организаций к проведению СОУТ; № 614 – об аттестации и допуске к работам экспертов по спецоценке; № 726 – о внесении изменений в некоторые документы и об отмене некоторых из них. Помимо этого Минтрудом России выпущено 14 приказов, утверждающих разного рода методики и порядки проведения работ.

По сути, произошло реформирование нормативно-правовых актов по оценке условий труда и проведение спецоценки может быть поручено только специализированной организации, отвечающей требованиям закона № 426-ФЗ.